Со следующего года использования шлака при строительстве дорог может стать обязательным в некоторых промышленных регионах

Со следующего года использования шлака при строительстве дорог может стать обязательным в некоторых промышленных регионах.

Кабинет Министров издал распоряжение о применении отходов промышленного производства в дорожном строительстве. Как сообщили в Мининфраструктуры, использование металлургических шлаков и зол выноса будет предусмотрено в договорах на строительство и ремонт автомобильных дорог.

В МИУ мотивируют новшество «двойным положительным эффектом» — снижением себестоимости дорожно-строительных работ и решением проблемы утилизации промышленных отходов.

Изменения в нормативные документы еще не опубликованы. Но сама идея использования шлака при строительстве не нова.

В промышленных регионах Украины еще со времен СССР доменный шлак как материал применяется преимущественно лишь в слоях дорожного основания при строительстве дорог. Немало дорог в Днепропетровской области построено с использованием шлака.

Мы и сегодня используем шлак, например, при строительстве новой дороги Н-31 «Днепр-Решетиловка» в качестве нижнего слоя основания толщиной 26 см.

«Преимущество шлака в низкой цене и возможности обеспечить необходимую прочность дорожной конструкции. Но есть и существенные недостатки, которые следует учитывать. Слой из шлака со временем превращается фактически в бетон. С годами формируется очень прочная основа дороги», — объясняет инженер отдела технического контроля« Автомагистрали-Юг »Артем Животов.

На первый взгляд, прочная основа — это хорошо. Но «плита» из шлака, как и все жесткие материалы, имеет свойство менять линейные размеры при колебаниях температуры. Это может приводить к деформации верхних слоев дорожного покрытия, если в конструктиве дороги не предусмотреть дополнительные меры (устройство щебеночных деформационных швов), которые будут выполнять функцию «демпфера». Ошибочность проектных решений при использовании шлака в «чистом виде» наглядно доказывают построенные еще в советское время автодороги Днепропетровщины, которые сегодня будто усеяны «лежачими полицейскими» и трещинами.

Поэтому при строительстве а /д Н-31 мы в основе из шлака устраиваем прорези (деформационные швы), заполненные щебеночным материалом и укладываем еще два слоя основания. Сверху шлака устраивается щебеночно-песчаная смесь, и уже на нее — слой пористого асфальтобетона. То есть, мы достигаем некоторого экономии за счет более дешевого материала, но проигрываем на усложнении конструктива и увеличенные толщины основания.

А вот для укрепления обочин шлак действительно можно использовать без проблем.

Таким образом, использование доменного шлака при строительстве дорог не является каким-то новшеством, имеет преимущественно местное распространение с определенными ограничениями в применении, но с точки зрения утилизации промышленных отходов — это однозначно рациональное решение.